В 5-м классе дети переходят к новой системе обучения: «классный руководитель – учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Большинство детей переживают это событие как важнейший шаг в своей жизни. Некоторые гордятся тем, что повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь». Адаптация в 5 классе во многом сходна с адаптацией в 1-м классе.
Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения, нарушение привычной стабильности, боязнь нового и пока неизвестного, разнообразные и усложненные требования, предъявляемые пятиклассникам, даже смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в среднем звене – всё это является довольно серьёзным испытанием.
В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. А другие «шалеют» от свободы и носятся по всей школе, задирая даже старшеклассников. Отсюда – неуправляемость одних и «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, посещение первого класса с любимой учительницей – других.
Важно понять, что всё это – естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым.
В этот период одних детей охватывает тревога, робость, другие, наоборот, становятся развязными, возбужденными, суетливыми. Иногда нарушается аппетит, сон. Дети могут стать забывчивыми, неорганизованными.
Уважаемые родители! Постарайтесь обеспечить ребёнку спокойную, щадящую обстановку, чёткий режим, сделайте так, чтобы пятиклассник ощутил вашу поддержку и помощь.
1.Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах. Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе, спрашивайте вашего ребёнка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
2. Посещайте родительские собрания, беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, успехах и проблемах, поведении и взаимоотношении с другими детьми.
3. Следите за режимом дня. Ребёнок должен вовремя ложиться спать, не позже 10 часов, исключить просмотр телепередач и фильмов в позднее время (если необходимо, самим от них отказаться), после уроков желательно расслабиться, полежать, ещё лучше – поспать, можно погулять. Подготовку уроков не откладывать на поздний вечер, самое работоспособное время: с 4 до 7 часов. При выполнении домашнего задания делать небольшие перерывы через каждые 20-30 минут. Не стремитесь любой ценой и «не жалея времени» сделать сразу все домашние задания. Воскресенье и каникулы полностью освободить для отдыха (уроки на понедельник лучше сделать в субботу).
4.Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела, или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребёнком, пока он не научится сам организовывать своё время и правильно работать дома. Особенно это касается устных предметов. Недостаточно просто прочитать параграф. Ответить на вопросы, пересказать, прочитать ещё раз, чтобы ликвидировать выявленные при пересказе пробелы. При совместной работе наберитесь терпения, умейте сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз – без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил…все нервы вымотал». Иногда такие занятия заканчиваются оскорблением ребёнка, а иногда и затрещинами.Не менее важно решить, с кем из взрослых ребёнку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки – но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край. Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого. Что ещё нужно учитывать? Пятиклассник только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда даётся в конце урока, когда в классе уже шумно, ученики устали и почти не слышат учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашних заданиях у одноклассников.
5.Работайте только на «положительном подкреплении». При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех, подчеркните. И вознаграждайте за его успехи, за его труд – это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в кафе… иначе ребёнок может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?». Не требуйте от ребёнка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам обо всём, если будет уверен в вашей поддержке. «Не бей лежачего». Двойка для слабого ученика и четверка для отличника – уже достаточное наказание. Не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребёнок уже получил, дома он ждет от родителей помощи и защиты, сочувствия и поддержки. Но, как правило, получает нарекания и огорчения!
Большинству пятиклассников нужна помощь со стороны родителей. Важно плавно перейти к новой системе обучения, не снизить успеваемость, не допустить появления серьезных пробелов и возникновения школьных трудностей. Иногда всё начинается, казалось бы, с незначительных вещей, на которые ни учитель, ни родители не обращают внимания. Это может быть и медленный темп работы, неумение сосредоточиться – все дети разные. Это могут быть пропущенные пятницы, когда родители решили устроить ребёнку дополнительный выходной, а потом ребёнок не смог самостоятельно разобрать пропущенный материал. В начальный момент трудности относительно просто обнаружить, они достаточно легко поддаются исправлению, одна трудность не тянет за собой другую. Если не обращать на школьные трудности внимания, то труднее будет разорвать порочный круг. Трудности переползают с одного предмета на другой, начинается серьёзное отставание ребёнка в учёбе, потеря к ней интереса и веры в свои силы. Если при этом его наказывают и учителя, и родители, то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда.