Обоснование выбора образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы.
Для реализации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС мною была разработана рабочая программа на основе ООП ДОУ. Образовательная программа ДОУ разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17.10.2013 года) и с учётом примерной ООП дошкольного образования. Образовательная программа СП д/с «Незабудка»» предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребёнка. Программа задает основные принципы, подходы, цели и задачи которыми руководствуется педагогический коллектив дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО и социальным заказом родителей и общества. определяет содержание. Программа определяет организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности, с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических и направлено на достижение целей и решения задач, указанных в пунктах 1.5 и 1.6 ФГОС ДО. В соответствии с законодательством Российской Федерации программа представляет собой комплекс характеристик дошкольного образования (объем, содержание, целевые ориентиры), а также организационно-педагогических условий и иных компонентов. В ходе проектирования Программы учитывались особенности образовательного процесса в СП д/с «Незабудка»», образовательные потребности и запросы воспитанников СП д/с «Незабудка», теоретические положения парциальных программ: «Цветные ладошки» под ред. И.А.Лыковой, «Физическая культура — дошкольникам» под ред. Л. Д. Глазырина, «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под ред. Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под ред. О.Л. Князевой, М. Д. Маханевой , определяющих содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направленных на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, создание предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. В основу работы СП д/с «Незабудка» положены цели и задачи, определенные ФГОС ДО. Программа задает основные принципы, подходы, цели и задачи, которыми руководствуется педагогический коллектив ГБОУ ООШ СП д/с «Незабудка» в соответствии с требованиями ФГОС ДО и социальным заказом родителей и общества, принимающих гуманистическую парадигму дошкольного воспитания и образования.
Аналитическое обоснование выбора современных образовательных технологий
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. При этом применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Кроме того, никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества и требованиями государства и бизнеса к системе образования. Технологии, которые я использую в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования. Данные технологии органично сочетаются в рамках урока и во внеурочной деятельности и способствуют достижению поставленных целей и задач.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, педагоги, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий, используемых мной в образовательно-воспитательном процессе относятся:
Здоровьесберегающие технологии:
обеспечение сохранения и приумножения здоровья детей с использованием медицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ;
физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.;
обеспечение психического и социального здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ;
развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация).
Музыкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
Я активно использую проектную деятельность в воспитании и обучении детей своей группы, организованная по ней жизнедеятельность в группе позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Я использую виды проектов:
игровые— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
экскурсионные, направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
повествовательные, при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства;
конструктивные, нацеленные на создание конкретного полезного продукта: изготовление кормушек для птиц, устройство клумб.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий. Итак, ИКТ я использую в качестве подбора иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов и группы, подбора дополнительного познавательного материала к занятиям. ИКТ незаменим при обмене опытом, знакомством с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья. А так же я созданю презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности НОД с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Личностно-ориентированные технологии.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Я стараюсь создавать в группе атмосферу любви, заботы, сотрудничества, а так же условия для творчества личности.
Театрализованная деятельность детей как метод индивидуализации дошкольного образования.
Коррекционная работа с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в развитии.
Игровую технологию
я строю как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Я считаю, что использование перечисленных образовательных технологий позволяет значительно повысить качество образования, повысить мотивацию к обучению и развитию. Каждый педагог – творец технологии, хотя имею дело с заимствованиями, но создание технологии невозможно без творчества. Для меня всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.